Все, что мы рассматривали здесь до сих пор, также позволяет понять глубокий внутренний смысл, лежащий в основе всех классических, нордических традиций. Следует отметить, что в этих древних традициях с поразительным постоянством повторяются определенные символические образы: прежде всего образ души, как образ демона, двойника и духа; а также образы дионисийских присутствий, богини смерти и богини победы, которая часто представляется в виде богини битвы.
Чтобы яснее понять взаимосвязь между всеми этими сущностями, необходимо рассмотреть значения, которые обретает душа, будучи представлена в виде демона, духа или двойника. Люди древности символизировали посредством образа демона или своего двойника глубинную силу, которая является, так сказать, "жизнью жизни", поскольку управляет всеми процессами, как телесными, так и духовными, недоступными обычном сознанию, но которые, тем не менее, несомненно определяют бытие и судьбу индивидуума. Существует тесная связь между этими сущностями и мистическими силами расы и крови. Так, например, демон имеет во многих отношениях сходство с богами домашнего очага, мистическими сущностями рода или племени, о которых Макробий писал: "Это боги, которые поддерживают в нас жизнь. Они питают наше тело и направляют душу" . Таким образом, можно сказать, что между демоном и обыденным сознанием существует связь того же рода, что и между началом индивидуализирующим (individuante) и началом индивидуализированным (individuato) . Индивидуализирущее начало, согласно учениям древних, выступает как супра-индивидуальная сила и, следовательно, стоит выше рождения и смерти. Индивидуализированное начало - это сознание, обусловленное телом и внешним миром, уделом которого обычно является либо исчезновение, либо существование весьма эфемерное, свойственное миру теней. Примерно то же значение, что и образ демона, в нордической традиции имеет образ Валькирий. Этот образ во многих текстах сливается с образом фильгии(13), т.е. активной духовной сущности в человеке, обладающей способностью влиять на его судьбу. Подобно кинфильгии, валькирия (как и римские боги очага) - есть мистическая сила крови. То же относится и к фраваши арио-иранской традиции. Фраваши, как пишет один известный ориенталист, "это внутренняя сила каждого человека, которая поддерживает его с момента рождения и на протяжении всей жизни" . Наподобие римских богов очага, фраваши находятся в контакте с изначальными силами расы и в то же время являются, как и валькирии, основными богинями войны, дарующими удачу и победу.
Итак, что же общего между этой таинственной силой, которая представляет глубинную душу расы и трансцендентную сущность человека, и богинями войны - вот та взаимосвязь, которую нам следует понять и обсудить? Чтобы лучше уяснить этот момент, надо вспомнить, что у древних индо-германцев существовало представление о личном бессмертии, имеющим, так сказать, аристократическую, дифференцированную природу. Не все смогут избежать исчезновения, этого лемурического полусуществования, древними символическими образами которого были Гадес и Нифельхейм . Бессмертие - привилегия немногих; и, по представлениям ариев, оно уготовано в первую очередь героям. Бессмертие - и не (в качестве) тени, а (в качестве) полубога - удел только тех, кто своими деяниями на духовном поприще смог подняться с одного природного уровня до следующего. Здесь я, к сожалению, не могу привести доказательства в пользу следующего моего утверждения: фактически, подобные действия духа приводят к трансформации индивидуального "Я" нормального человеческого сознания в глубинную супра-человеческую, индивидуализирующую силу, которая находится по ту сторону рождения и смерти и которой, как уже отмечалось, соответствует понятие "демон"(14).
Но все же демон находится далеко за пределами всех конечных форм, в которых проявляется. И не только потому, что представляет собой примордиальную силу всей расы, но также из-за интенсивности своего проявления. Резкий переход от обычного сознания к силе, символизируемой демоном, приводит в конечном итоге к разрушительному кризису, схожему с ударом молнии и вызываемому слишком высоким для человека напряжением. Таким образом, можно предположить, что в исключительных условиях демон также может проявиться в индивидууме и заставить его пережить некое подобие опыта деструктивного трансцендентного перехода: в этом случае будет иметь место нечто подобное активному опыту смерти . Второе соответствие здесь проявляется особенно четко: образ двойника или демона из мифов древности сливается с божеством смерти. В древней нордической традиции воин видит (vede) свою собственную валькирию непосредственно в момент смерти, или смертельной опасности.
Пойдем дальше. В религиозной аскезе умерщвление плоти, отказ от своего "я", напряженное ощущение своей беззащитности перед Богом - основные средства, посредством которых пытаются вызвать вышеуказанный кризис и успешно преодолеть его. Всем известны такие выражения, как "мистическая смерть" или "темная ночь души" и т.д. и т.п., обозначающие подобное состояние. С другой стороны, в рамках героической традиции путь к той же цели представлен активным напряжением, дионисийским высвобождением элемента действия. Возьмем, к примеру, на более низком уровне соответствующей феноменологии танец , который используется как священная техника эвокации глубинных сил через экстаз души. В жизнь индивида, освобожденного дионисийским ритмом, подобно прорастающему основному жизненному корню, вторгается жизнь иная. Эту силу представляют символические понятия: "дикая орда", эринии, фурии и прочие сходные духовные сущности. Все они соответствуют проявлению демона в его ужасающей и активной трансцендентности. На более высоком уровне находятся священные боевые и спортивные игры, а еще выше - сама война . Таким образом, мы опять возвращаемся к изначальной арийской концепции и воинской аскезе.
На пике опасности в героическом сражении признается возможность проживания такого супра-нормального опыта. Так что латинский термин "ludere" - играть роль, бороться - очевидно, содержит идею освобождения (15). Это один из многочисленных намеков на определенное свойство сражения - разрыв с ограниченностью личности, эвокация свободных сил, спрятанных в глубине. Здесь можно усмотреть основополагающий принцип третьей взаимосвязи: демоны, боги очага, как индивидуализирующее "Я", идентичны не только фуриям, эриниям и другим свободным дионисийским сущностям, которые, со своей стороны, имеют много общих черт с жаждой смерти; они имеют также схожее значение в связи с девами, которые в сражении ведут героев в атаку, с Валькириями и фраваши. Так, например, фраваши описываются в священных текстах как "ужасные, всесильные", "те, кто прислушиваются и даруют победу тем, кто их призывает", или, говоря точнее - тому, кто их вызывает из глубины самого себя .
Отсюда рукой подать до последней аналогии. Те же самые воинственные сущности арийской традиции получают, в конечном счете, статус богинь войны; такая метаморфоза указывает на счастливое завершение переживания внутреннего опыта. Демон или двойник олицетворяет глубокую супра-индивидуальную мощь в своем скрытом по отношению к обычному сознанию состоянии. Таким же образом фурии и эринии олицетворяют освобождение из цепей и демоническое вторжение - а богини смерти, Валькирии, фраваши и т.д. связаны с теми же ситуациями, возможными в ходе героического сражения. Точно так же богиня Победы является выражением триумфа "Я" над этими силами, победоносное стремление преодолеть опасность, таящуюся в экстазе и сверх-персональных формах разрушения, опасность, всегда скрытую за яростным моментом великого дионисийского действия, а также действия героического. Это импульс к поистине сверх-персональному духовному состоянию, дарующему герою свободу, бессмертие, внутреннюю непобедимость выражен в формуле "превратить два в одно" (речь идет о двух составляющих человеческой сущности). Здесь описывается результат такого синтеза в рамках мифического мировосприятия.
Перейдем теперь к доминантному значению этих примордиальных героических традиций, т.е. к мистической концепции победы. Основной предпосылкой здесь является признание действенного соответствия между физическим и метафизическим, между видимым и невидимым, осознаваемого там, где действия духа являют супра-индивидуальные черты и выражаются через реальные действия и факты. Духовная реализация на такой основе становится тайной душой определенных истинно воинских подвигов, чьим высшим выражением является сама победа. В этом случае все материальные аспекты военной победы становятся выражением действия духа, которое привело к победе, точкой соединения внешнего и внутреннего. Победа становится подобной видимому знаку посвящения в мистическое возрождение, произошедшее в самом себе. Фурии и Смерть, которым воин бросил вызов материально на поле брани, противостоят ему также и внутренне, скорее в духовном плане, в форме грозного вторжения глубинных сил собственной личности. Если ему удастся одолеть их, победа будет за ним.
В этой связи объясняется также почему каждая победа приобретает особый священный смысл в мире Традиции. Именно поэтому опытный военачальник, завоевавший славу на полях сражений, чувствовал присутствие и переживал опыт преобразующей его мистической силы. Глубокий сверх-земной смысл, рождающийся из славы и героической "божественности" победителя, становится таким образом более понятным; этим же и объяснется, что древняя римская традиция победы имеет скорее священные, чем военные черты: повторяющаяся символика древних арийских традиций богинь Победы, валькирий и иных подобных сущностей, которые ведут на "небо" душу воина, подобного дорическому Гераклу, принимающего от богини победы Ники венец, который введет его в круг олимпийских бессмертных. Этот символ предстает теперь в совершенно ином свете, и становится ясно, что расхожая точка зрения, что, дескать, все это лишь "поэзия", риторика и басни, является совершенно неверной и поверхностной.
Современная мистическая теология учит, что во славе совершается освящающее духовное преображение; поэтому во всей христианской иконографии вокруг головы святых и мучеников изображается нимб славы. Все указывает на то, что речь идет о наследии, хотя и очень оскудевшем, наших самых высоких героических традиций. И в самом деле, арио-иранская традиция говорит о небесном огне Хварено , который символизировал славу и который нисходил на царей и подлинных вождей, делая их бессмертными и позволяя, таким образом, становится воплощенным свидетельством победы… Древняя царская корона с лучами как раз и символизировала славу, пылающую подобно солнечному и небесному огню. Свет, солнечное великолепие, слава, победа, божественная царственность - эти образы находились в центре арийского космоса и были тесно связаны друг с другом - и не в качестве абстракции или выдумки, а как ясное выражение совершенно реальных сил и сфер. В данном контексте мистическая доктрина борьбы и победы представляет собой светлую вершину нашей общей концепции действия в традиционном смысле.