ЧТО ТАКОЕ СИОНИЗМ

Современная трактовка древних мотивов

Слово "сионизм" происходит от библейского "Сион", часто употреблявшегося как синоним Иерусалима и даже Страны Израиля (Эрец-Исраэлъ) в целом. Сионизм - это идеология, выражающая непреклонное стремление еврейского народа жить на своей исторической родине - в Стране Израиля, Сионе.

Тоска по утраченной родине и острое желание вернуться в Сион впервые охватили сердца евреев около двух с половиной тысяч лет назад во время вавилонского пленения - мечта, которой суждено было довольно скоро сбыться. ("На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, вспоминая Сион". Псалмы 137:1). Таким образом, политический сионизм, возникший в 19~м веке, не изобрел ни принципиально новой идеологии, ни практики возвращения. В сущности, он лишь усвоил древнюю идею и приспособил ее к текущему моменту, в духе своего времени превратив пассивное выжидание в активное движение.

Суть сионистской идеи выражена в Декларации независимости Государства Израиль (провозглашенной 14 мая 1948 года), которая, inter alia, гласит:

"Эрец-Исраэль является родиной еврейского народа. Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он впервые обрел собственное суверенное государство, создал величайшие ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру бессмертную Книгу книг.

Насильно изгнанный из родной страны, народ оставался верен ей на протяжении всего периода рассеяния, не переставал молиться о возвращении на родную землю и надеяться на возрождение в ней своей политической независимости".

Историческая связь еврейского народа с его страной

Идеи сионизма базируются на исключительно долгой связи между еврейским народом и его страной, связи, которая зародилась почти 4 тысячи лет назад, когда праотец Авраам поселился в Ханаане, позднее получившем наименование Земли Израиля. Около 1000 года до н.э. царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства, а сорока годами позже его сын Соломон выстроил здесь Храм единому Богу, превратив таким образом Иерусалим в духовный и политический центр нации. Свыше 400 лет независимости под правлением династии Давида подошли к концу в 586 году до н.э., когда страна была завоевана вавилонянами, которые разрушили Храм и увели в плен большую часть народа. Однако менее чем через сто лет евреи вернулись на родину, отстроили Храм и восстановили еврейскую жизнь в стране. На протяжении последующих веков они сохраняли те или иные формы самоуправления под персидским владычеством (538-ЗЗЗгг. до н.э.) и эллинистическим (333-142гг. до н.э.), вновь добились полной независимости при Хасмонеях (142-63гг. до н.э.), но затем постепенно лишились ее, познав деспотизм римского правления. Когда римляне покусились на их право соблюдать традиции иудаизма и вести еврейский образ жизни, они подняли серию восстаний, достигших своего апогея в 66 году н.э.

После четырех лет кровопролитных сражений римлянам удалось подавить восстание, они сожгли Иерусалимский Храм и сравняли его с землей. Многие тысячи евреев были убиты, проданы в рабство или рассеяны по ближним и дальним странам. От всего комплекса храмовых построек уцелела лишь Западная стена, превратившаяся в место паломничества и религиозного поклонения для многих поколений евреев и остающаяся главной святыней иудаизма вплоть до наших дней.

В 132 году евреи подняли новое восстание и сумели на три года восстановить свой суверенитет в стране. В конечном счете восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Ликвидировав последние остатки сопротивления и уничтожив тысячи евреев, римляне решили стереть саму намять о присутствии евреев в Земле Израиля и переименовали страну в Палестину.

Небольшая еврейская община, продолжавшая существовать в стране, постепенно окрепла и восстановилась. Еврейская организационная и общественная жизнь претерпела существенные изменения, приспособившись к новой ситуации - без унифицирующих рамок государства и Храма. Священники были заменены раввинами, и в условиях отсутствия центрального места богослужения синагога превратилась в ядро общественной и религиозной жизни каждой из разбросанных по стране общин.

Между 636-м и 1096-м годами численность еврейского населения в стране значительно сокращается. Под арабским правлением распадаются организационные и религиозные связи, что влечет за собой усиление социальной и экономической дискриминации евреев. На протяжении последующих веков в стране сохраняется лишь незначительное еврейское присутствие, подкрепляемое время от времени отдельными группами возвращающихся из диаспоры изгнанников.

В 1191-1198 годах имеет место еврейская алия (репатриация) из Северной Африки, в конце 15-го века прибывают немногочисленные группы изгнанников из Испании, в середине 17-го века Земли Израиля достигают спасшиеся от резни на Украине. В том же веке набирает силу мессианское движение Шабтая Цви из Измира, некоторым из приверженцев которого удается поселиться в стране. В 1700 году несколько сот семей евреев-хасидов прибывают из Восточной Европы. Новый, достаточно значительный поток алии в 18-м и в начале 19-го веков позволил евреям Иерусалима, начиная с 1844 года, превратиться в самую крупную религиозную общину города. Таким образом, волнам массовой сионистской репатриации, начавшейся в 1882 году и продолжавшейся в течение всего 20-го века, предшествовали многие "малые" спорадические притоки евреев в страну.

Основные концепции сионизма

Центральными концепциями сионизма являются, во-первых, восприятие Земли Израиля как исторической родины еврейского народа и, во-вторых, убеждение, что в любом другом месте евреи обречены влачить существование изгнанников. Моше (Мозес) Гесс в своей книге "Рим и Иерусалим" (1844г.) так выражает эту идею:

"Два исторических периода формируют развитие еврейской цивилизации: первый - после освобождения из Египта, и второй - после возвращения из Вавилона. Третий наступит с освобождением из третьего изгнания".

На протяжении веков изгнания евреи сохраняли крепчайшую и совершенно уникальную привязанность к своей исторической родине; тоска по Сиону становится лейтмотивом религиозных ритуалов и литературы. Приступая к молитве, евреи обращаются лицом к востоку, к Земле Израиля. Во время утренней службы произносятся слова: "Собери нас в мире с четырех концов света и поведи нас прямым путем в нашу Землю". Молящиеся неоднократно провозглашают: "Благословен Ты, Господь, отстраивающий Иерусалим" и "Благословен Ты, Господь, возвращающий Свое присутствие в Сион". Благодарственная молитва после трапезы включает в себя благословение, которое заканчивается мольбой о восстановлении "Иерусалима, святого города, вскоре, в наши дни". Во время церемонии бракосочетания жених обязуется "поставить Иерусалим во главу веселия своего". Во время церемонии обрезания младенца читается стих из псалма: "Если забуду тебя, о Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука". Во время торжественного застолья в праздник Песах каждый еврей произносит: "В следующем году в Иерусалиме". В период траура родственников усопшего утешают напоминанием о Земле Израиля: "Благословен Ты, Господь, утешитель в Сионе и строитель Иерусалима". Страстное желание еврейского народа вернуться на свою землю постоянно находило выражение и в прозе, и в поэзии, как на иврите, так и на других еврейских языках, возникших в века изгнания: идише в Восточной Европе и ладино в Испании.

Антисемитизм как фактор формирования сионизма

Хотя неразрывная связь еврейского народа с Землей Израиля являлась аксиомой сионизма, он не смог бы сложиться 19-м веке в активное национальное движение без современного ему антисемитизма - в контексте сопутствовавших еврейскому существованию вековых преследований.

Евреи Европы терпели постоянные гонения и подвергались истреблению то на религиозной почве, то в результате экономических конфликтов, то по причинам социального характера, то вследствие распространения националистических и расовых теорий и предрассудков. Крестоносцы разоряли и вырезали евреев на всем пути своего следования через Европу в Святую землю (11-й - 12-й века), во время Черной чумы евреев убивали, обвиняя в отравлении колодцев (14-й век), их сжигали на кострах испанской инквизиции (15-й век), многие тысячи из них пали жертвами страшной резни, учиненной в 17-м веке Богданом Хмельницким на Украине. Сотни тысяч евреев были уничтожены армиями Деникина и Петлюры во время гражданской войны в России, последовавшей за первой мировой войной. Наконец, самое чудовищное систематическое истребление шести миллионов евреев было осуществлено германскими нацистами на расовой почве. Эта Катастрофа разразилась именно в тех странах, где евреи предпринимали самые серьезные попытки добиться признания своих гражданских прав и социальной ассимиляции.

На протяжении веков евреи подвергались изгнаниям почти из всех европейских стран - Германии и Франции, Португалии и Испании, Англии и Уэльса. Этот коллективный опыт приобрел огромное значение, особенно в 19-м веке, когда евреи отказались от надежды на фундаментальные изменения в своей жизни. Из этой среды разочарованных пришли еврейские лидеры, которые обратились к сионизму в результате опасного роста антисемитизма в обществах, окружавших их. Так Моше Гесс, потрясенный кровавым наветом "Дамасского дела" (1844 год), превратился в отца социалистического сионизма; вслед за ним Теодор Герцль, который, будучи журналистом в Париже, стал свидетелем злобной антисемитской кампании, сопровождавшей дело Дрейфуса (1896 год), организовал сионизм в политическое движение.

Сионистское движение стремилось решить "еврейскую проблему" - проблему национального меньшинства, подвергавшегося постоянным погромам и преследованиям, проблему общины, лишенной собственного дома, общины, чья чуждость вызывала дискриминацию и подчеркивалась ею в любом месте, где бы евреи ни селились. Сионизм стремился разрешить эту ситуацию, осуществив возвращение еврейского народа на его историческую родину - в Страну Израиля.

Действительно, большинство волн еврейской репатриации в новейшее время поднялись как реакция на акты убийства и дискриминации. Первая алия последовала за погромами в России в 80-х годах 19-го века. Вторую алию стимулировали кишиневский погром и вереница более мелких погромов на Украине и в Белоруссии в конце 19-го века. Третья алия была вызвана массовыми убийствами евреев во время Гражданской войны в России. Четвертая алия зародилась в Польше в 20-х годах 20-го века после принятия "законов Грабского", посягавших на еврейскую экономическую деятельность. Пятая алия состояла из представителей немецкого и австрийского еврейства, спасавшихся от ужасов нацизма.

И после создания Государства Израиль (1948 год) массовая репатриация по-прежнему связывалась с дискриминацией и угнетением - в стану прибывали уцелевшие в Катастрофе европейские евреи; беженцы из арабских стран страшились преследований в связи с созданием еврейского государства; остатки польского еврейства вынуждены были бежать от антисемитизма, поощряемого властями во времена Гомулки; и, наконец, в последние годы еврейство России и других республик СНГ начало массами покидать насиженные места, опасаясь нового взрыва антисемитизма в связи с расколом Советского Союза. История репатриации служит неопровержимым доказательством верности сионистского тезиса: только еврейское государство на Земле Израиля с еврейским большинством является единственным решением "еврейской проблемы".

Развитие политического сионизма

Политический сионизм, национально-освободительное движение еврейского народа, возник в 19-м веке в контексте других национально-освободительных движений, охвативших Европу. Этот период, который начался движением в Греции за освобождение от турецкого ига и продолжившийся национальными освободительными движениями в Ирландии, Польше, Чехословакии, Германии, Италии и позднее в том же веке в Турции и Индии, вдохновил также сионистских лидеров, что доказывают бесчисленные ссылки в их трудах на национальную борьбу других народов. Освободительные национальные движения обычно стремятся к достижению двух основных целей: освобождению от чужеземного правления (как в случае Польши, Греции и Ирландии) и национальному объединению в странах, разделенных историческими процессами на множество политических единиц (как Италия и Германия). Девизом этих движений стало: "Государство для каждого народа и весь народ в одном государстве".

Сионизм синтезировал обе эти цели: освобождение и единство - в задачу освободить еврейский народ от пребывания под враждебным и гнетущим чуждым правлением и восстановить еврейское единство путем собирания еврейских изгнанников со всех четырех концов света на исторической родине.

Развитие сионизма как политического движения явилось также реакцией на банкротство движения хаскалы, еврейского просвещения, видевшего в нем решение "еврейской проблемы". Согласно доктрине сионизма, причиной этого банкротства стало стремление к персональным эмансипации и равенству, в то время как национальные проблемы требуют национального решения. Это сионистское национальное решение заключалось в создании еврейского национального государства с еврейским большинством на исторической родине народа и осуществлении его права на самоопределение. Сионизм не считал "нормализацию" еврейской жизни условием, противоречащим универсальным задачам и ценностям. Он защищал право каждого народа в мире на собственный национальный дом и утверждал, что только суверенный и автономный народ может стать равноправным членом семьи народов.

Сионизм: плюралистическое движение

Хотя сионизм являлся политическим движением, стремившимся к возвращению еврейского народа на родину, где тот обретет свободу, независимость, государственность и безопасность, он также поощрял развитие самобытной еврейской культуры. Важным элементом этого развития было возрождение иврита (долго ограниченного сферой литургии и литературы), как живого национального языка, который будет использоваться во всех областях жизни: государственной и военной, образовательной и научной.

Как любое национальное движение, сионизм взаимодействовал с другими идеологиями, что привело к формированию в нем отдельных течений и направлений. Синтез национализма и либерализма породил либеральный сионизм; влияние социалистических идей привело к возникновению социалистического сионизма; совмещение сионистских устремлений с глубокими религиозными воззрениями определило в результате религиозный сионизм; влияние европейского национализма вдохновило правонационалистические течения. В этом отношении сионизм не отличался от других национальных движений, которые также включали в себя различные либеральные, традиционные, социалистические (левые) и консервативные (правые) фракции.

Сионизм и арабская проблема

Большинство основателей сионизма знали, что Палестина (Земля Израиля) населена арабами (хотя некоторые наивно заявляли: "Земля без народа для народа без земли!"). Однако лишь немногие считали арабское присутствие в Эрец-Исраэль реальным препятствием для осуществления целей сионизма. В то время, в конце 19-го века, арабский национализм еще не проявил себя ни в какой форме, арабское население Палестины было малочисленным и совершенно аполитичным. Большинство сионистских лидеров верили, что, поскольку местные национальные общины относительно невелики, разногласий между ними и возвращающимися в страну евреями можно легко избежать; более того, они были убеждены, что развитие страны пойдет на пользу всем ее жителям, а потому арабы охотно поддержат еврейскую репатриацию и вступят в сотрудничество с евреями. Однако эти надежды ни в коей мере не оправдались.

Вопреки провозглашенным позициям и чаяньям сионистских идеологов, которые не сомневались в возможности достичь своих целей мирным путем и установить сотрудничество с местным населением, возрождающееся еврейское присутствие в стране натолкнулось на воинственное арабское противодействие. Достаточно долгое время большинство сионистов отказывалось понять глубину и напряженность конфликта, превратившегося в действительности в столкновение между двумя народами, каждый из которых считал эту землю своей - евреи в силу своей исторической' и духовной связи с ней, а арабы - в силу своего многовекового присутствия на ней.

Необходимость считаться с арабской враждебностью, найти ответ сложившемуся противостоянию двух народов вызвало к жизни три основных подхода к арабской проблеме внутри сионистского движения: минималистов, максималистов и реалистов.

Минималисты полагали, что страна принадлежит обоим народам; при таком подходе цели сионизма не могли быть осуществлены без предварительного соглашения с другим народом. Минималисты добивались диалога с местными арабами и отвергали подход сионистского истеблишмента, стремившегося к переговорам с внешними политическими силами: правительствами мировых держав и лидерами арабских стран. Уверенные в возможности достижения еврейско-арабской договоренности, минималисты согласны были даже отказаться от создания еврейского государства и призывали довольствоваться автономией на принадлежащих им землях в рамках двунационального государства, провозгласившего своими принципами социальное и политическое равенство евреев и арабов.

Противоположные позиции занимали максималисты, которые были убеждены, что национальный конфликт двух народов можно разрешить только силой. Они отвергали презумпцию арабских национальных прав на Землю Израиля, мотивируя это тем, что арабы никогда не имели в Палестине своего государства. Они не видели никакой необходимости вступать в переговоры с местными арабами и надеялись заполучить всю страну - либо в результате дипломатических контактов с иностранными правительствами, либо военной силой.

"Реалисты", составлявшие самый крупный лагерь в сионистском движении, делились в свою очередь на две группы: либералов и социалистов. "Реалисты" не верили, что возможно полностью предотвратить конфликт с арабами, но полагали, что удастся смягчить его, заняв умеренные позиции. Подобно "минималистам", они предпочитали переговоры с местными арабами и поддерживали идею развития страны на благо всех ее жителей. Однако они были не готовы на компромисс в вопросе целей сионизма - они настаивали на создании в стране еврейского большинства путем неограниченной алии и провозглашении еврейского государства. В отличие от "максималистов" они готовы были вступить в диалог с палестинскими и прочими арабами и идти на компромиссы.

"Реалисты-социалисты" (наиболее ярко представленные Давидом Бен-Гурионом, первым премьер-министром Израиля) выдвигали на повестку дня развитие еврейской экономики: сельского хозяйства и промышленности, и доказывали, что без мощной автономной экономики не может сложиться местное общество и не может возникнуть государство. Приверженцы этих позиций требовали также уважения арабских прав и в течение долгих лет верили, что еврейский и арабский пролетариат объединяют общие классовые интересы в совместной борьбе против еврейской буржуазии и арабских феодалов. Однако большинство из них в конце концов пришло к выводу, что борьба ведется на национальной основе, а не классовой.

В 1936-м - 1947-м годах арабско-еврейский конфликт чрезвычайно обострился. С ростом численности и развитием еврейской общины в стране арабы занимали все более экстремистские позиции. В этот период сионистское движение ощутило необходимость максимального увеличения репатриации и развития экономической инфраструктуры страны в целях спасения возможно большего числа европейских евреев от нацистского истребления.

Усиливавшиеся и неизбежные столкновения между евреями и арабами Палестины вынудили Организацию объединенных наций 29 ноября 1947 года принять решение о создании на территории к западу от реки Иордан двух государств: еврейского и арабского. Евреи приняли эту резолюцию, арабы отвергли ее.

14 мая 1948 года в соответствии с решением ООН от 29 ноября 1947 года было создано Государство Израиль.

Сионизм в 21-м веке

Создание Государства Израиль означало реализацию сионистских целей и достижение международного признания необходимости законного безопасного дома для еврейского народа - на его исторической родине, где евреи будут свободны от преследований и смогут сохранять свою национальную идентификацию и развивать национальную жизнь.

Начиная с 1948-го года сионизм видит свою задачу в поощрении дальнейшего процесса "собирания диаспор", который порой требует чрезвычайного напряжения всех сил для спасения еврейских общин, находящихся под угрозой физической или духовной ликвидации. Сионизм отстаивает идею сохранения единства еврейского народа и продолжение его самобытного существования, а также стремится превратить Государство Израиль в центр мирового еврейства.

На протяжении веков стремление к воссоединению еврейского народа на Земле Израиля было нитью, связывающей еврейские общины всех стран. Евреи повсеместно восприняли идеи сионизма как непосредственное продолжение основополагающих постулатов иудаизма, поддерживали Государство Израиль как залог воплощения своих вековых устремлений и базу развития культурного, социального и духовного наследия Израиля - члена семьи народов и живого творческого воплощения еврейского духа.
=====================================================================

Источник : -  http://posolstvo.narod.ru/lib/zionizm.html