Ортодоксы и сионизм

Принято считать, что иудаизм и сионизм - это примерно одно и то же. Мало кто знает, что иудаизм первый и главный враг сионизма, а так же первая и главная его жертва. Мало известно о борьбе иудеев с сионистами и о последовавшей затем мести сионистов иудеям. Сионистская идеология замалчивает этот факт изо всех сил - и весьма успешно, судя по тому удивлению, которое испытывает всякий, столкнувшийся с этим фрагментом истории.

Отношение иудеев к созданию еврейского государства основывается на том, что Талмуд запрещает им иметь такое государство. Непосредственный запрет содержит талмудический трактат Кесувойс 111а:

Из объяснения Маhарала из Праги на это место: hа-Шем, Благословен Он, приказал (установил) изгнание для евреев и оно не соответствует естественному порядку мира; поэтому hа-Шем, Благословен Он, устанавливает поддержание (сохранение) изгнания. И если бы не этот декрет, поддерживающий явление, которое против порядка, оно не могло бы существовать. (http://www.netureikartaru.com/Shvuois.htm)

Талмуд запрещает евреям создавать государство, молиться о его создании и жертвовать чем-либо ради его создания. Они считаются обречены Богом на изгнание, должны молиться об Искуплении и явлении Мошиаха(мессии). Создание Израиля возможно только после Искупления. В противном случае, это будет кровавое и уродливое предприятие, чем-то напоминающее знаменитый миф о Големе.

Здесь кто-то может вспомнить иудейское государство Хасмонеев(или Маккавеев, 142-37 до н.э.), но и оно по сути было антииудейским. История Хасмонеев - это история бесконечных фарисейских бунтов и восстаний религиозных евреев против эллинизированой аристократии. Хасмонеи правили вопреки традиции и вопреки Торе. Кровавая деспотия Хамонеев описана в Талмуде самыми черными красками - даже араб-Ирод вызывает у авторов больше симпатии. Легко понять, почему евреи, которых Хасмонеи истребляли десятками тысяч, невзлюбили это государство. Однако, нашлись люди, сделавшие Хасмонеев своим идеалом. Это были сионисты. "Маккавеи снова воскреснут, и дух их и отвага будут витать над нами!", писал Герцль.

Не надо объяснять, почему.

Существует мнение, что для евреев Иерусалим - самое святое место на земле, они всегда стремились в него вернуться и страдали без него. Так когда-то решил и Наполеон, вогда услышал плач в синагоге и узнал, что это евреи плачут по иерусалимскому храму. Тогда он сказал, что раз они за тысячелетия не забыли этого храма, то, надо полагать, рано или поздно они его восстановят. Тезис об извечном стремлении религиозных евреев в Иерусалим можно найти в любом тексте по истории Израиля и сионизма, почти в любой книге по истории вопроса - даже в нееврейской, даже в книгах, написанных серьезными политологами. И все же это - идеологический миф. Причем очень поздний.

Ордодоксальные евреи действительно тосковали по Иерусалиму и организовывали ритуальные плачи, сбившие с толку Наполеона, но это была тоска по символическому Иерусалиму, а не по маленькому пыльному палестинскому городу. Реальный Иерусалим был лишь земным аналогом религиозной мечты - туда не очень стремились.

...при всей неколебимости веры в Искупление, связанное со Святой Землей, интерес к тому, что происходит в реальной, будничной стране, далеко не всегда был столь же сильным. В результате религиозные евреи могли ставить Иерусалим на первое место в своих молитвах, и в то же время продолжать стремиться к укреплению своих экономических и социальных позиций в диаспоре: в сущности, они не видели коренного противоречия между пребыванием евреев в изгнании и глубокой верой в Искупление и возвращение к Сиону в "конце дней". (http://www.kabbalah.info/ruskab/append/kuk.ht)

Итак, вековое стремление религиозных евреев в реальный Иерусалим - идеологический миф, придуманный раввином Куком, о чем будет сказано ниже.

Теперь легко понять, что значило для ортодоксального иудея подмена "чистого образа" Иерусалима реальным, материальным населенным пунктом. Это была ересь.

...ортодоксальные раввины старого ишува время от времени подвергали анафеме и отлучению новых поселенцев-пионеров — особенно в период Второй алии, отличавшейся своим революционным и антирелигиозным характером. (http://www.kabbalah.info/ruskab/append/kuk.ht)

Точно так же им казалось недопустимым превращение иврита - языка священых текстов - в язык бытового общения. Здесь применима формулировка одной украинской бабушки: нельзя говорить с Богом на том языке, которым ругаешься на базаре.

В итоге, иерусалимские евреи отказались поддержать сионистов в войне 1948 года. По сей день ортодоксы Иерусалима вывешивают на домах черные флаги в День Независимости Израиля.

Необходимо заметить, что в иудаизме есть свое альтернативное течение - хасидизм, зародившийся на Украине и Беларуссии в 18 веке. В начале 20 века главными авторитетами хасидизма были любавичские раввины из династии Шнеерсонов. У хасидов было свое понимание иудаизма, но и они категорически отрицали идеи сионизма. Раввин Шолом Дов Бер адмор из Любавич писал в 1900 году:

И тот, кто открывает в Торе неправильные объяснения и "находит" сионизм, как в Торе вообще, так и в "диврей Элоким хаим" (внутренняя часть Торы) - в частности, он - подобен тому, кто ставит идола в Храме, и тому, кто, размножил свою скверну в святая святых - не захочет hа-Шем простить ему. И hа-Шем, да будет Он благословен, в своей великой милости, уберет от наших братьев, сыновей Израиля, эту проклятую идею, и даст им в сердце вернуться к Нему по-правде... (http://www.netureikartaru.com/ravviny.html)

Только в середине века новый глава хасидов сделал поворот на 180 градусов и однозначно признал сионизм. Теперь все хасиды задним числом считаются сторонниками сионизма.

Религиозный сионизм

Зная, что такое ортодоксальный иудаизм, проще понять, что такое сионизм религиозный.

Как мы выше видели, сионизм и иудаизм относились друг к другу враждебно, придти к компромиссу казалось совершенно невозможно. Но как известно, религия время от времени перестраивается под политику: папа римский не стремился осуждать Гитлера, а православная церковь в России не решалась осуждать сталинизм. Имело смысл ожидать, что некоторые раввины откажутся от части традиции ради соблазнительной государственной идеи. И некоторые действительно отказались. Им захотелось восстановить Храм и Синедрион.

Отцом-создателем религиозного сионизма стал раввин Авраам Ицхак Кук(1865-1935), биографию которого можно увидеть здесь. Не Кук изобрел религиозный сионизм, но он его сформулировал и толкнул в массы. Именно Кук автор знаменитого изречения: "Еврей отличается от обычного человека больше, чем обычный человек от животного."

Раввин Кук решил подкорректировать ортодоксальный иудаизм по принципу: вечером стулья, утром деньги. То есть, сперва Государство, а чуть позже Искупление. Он решился на временный союз со светским сионизмом как Ленин решился на Брестский мир. Светские сионисты, в свою очередь, согласились на союз с "религиозными пережитками прошлого" из тех же соображений. Каждая сторона этого союза надеялась пережить другую.

Религиозный сионизм в версии Кука это в чистом виде еретическое, маргинальное течение, которое ортодоксы приравнивали к идиозной ереси Саббатая Цеви(Шабсая Цви). Кук решил совместить светский и религиозный сионизм, выдвинув тезис, что светские сионисты действуют в интересах Бога, не подозревая этого, так сказать - подсознательно. Интересно, что даже для Кука сионизм является злом, но злом с особым смыслом:

Если бы они действительно могли внедрить такой национальный дух в Израиле, то смогли бы привести общину к состоянию скверны и гибели. Но того, что они хотят, они не знают сами. Дух Израиля так соединен с духом Божиим, что даже, если кто-нибудь говорит, что совсем не нуждается в духе Господнем, а стремится к духу Израиля, то дух Божий присутствует в глубине его стремлений против его воли. (http://www.kabbalah.info/ruskab/append/kuk.htm)

Иными словами: сионисты хотят погубить Израиль, но Бог не допустит. Вся теория Кука держится на том предположении, что сионисты постепенно изменятся и придут к религиозному пониманию мира. "Путем подлинного выяснения вопроса все отколовшиеся придут в конце концов к сознанию, что довольно им попусту тратить свои силы". Религиозные же сионисты должны поддержать светских, постепенно перевоспитывая их и прививая им духовные основы.

Итак, новые поселенцы-пионеры — это не осквернители Завета, а служители Святости, вопреки собственной воле и мнению. На религиозное еврейство возложена двойная воспитательная миссия: с одной стороны, проникнуть за внешний покров национальных, светских идей и социалистической, революционной идеологии, чтобы открыть внутри его ядро религиозного Искупления, а с другой — научить саму религиозную общественность видеть скрытый свет, заключенный в сионизме.

Далее, обосновывая необходимость переселения в Иерусалим и Палестину, Кук слегка искажает иудаизм, приземляя его. Он подменяет упомянутый выше образ "чистого" Иерусалима образом конкретного города. Таким образом раввин Кук создал миф о вековом стремлении религиозных евреев в материальный Иерусалим и материальную Палестину. Это было то, чего так не хватало светским сионистам - ведь если религиозные евреи стремились хотя бы в символический Иерусалим, то светские не стремились даже туда. Концепция Кука была для них подарком и они сразу ею воспользовались, несмотря на идеологические трения между обеими партиями. Причем они сделали миф еще более далеким от реальности, незаметно подменив понятия "религиозные евреи" понятием "евреи вообще". Теперь уже выходило, что все евреи всегда стремились в Иерусалим. Так это и было записано Бен-Гурионом:

Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и на возрождение в ней своей политической независимости. Проникнутые сознанием этой исторической связи, евреи из поколения в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней родине. (Декларация Независимости, http://heblit.al.ru/iid/iid0.html)

Это каноническое утверждение можно встретить в любом сионистском историческом труде. Отсюда понятны причины сотрудничества между такими антагонистическими группировками, как светские и религиозные сионисты - светским как воздух нужна была концепция "стремления".

Так сложился религиозный сионизм, к которому значительно позже присоединился хасидизм. Его роль в развитии сионизма вообще сильно преувеличена и это многих сбивает с толку. Часто можно встретить утверждение, что сионизм создан раввинами. Даже в среде антисионистов очень многие поддались этому заблуждению.

___

Так сформировалась теория. Однако реальная переселенческая деятельность внесла в нее неизбежные коррективы. Практический сионизм оказался агрессивнее и радикальнее своего относительно мирного предшественника.

Практический сионизм

В 1904 умер Герцль. Переселенческое движение шло медленно. Однозначной поддержки Турции добиться не удалось. В истории сионизма образуется десятилетний застойный период. Все круто меняется, когда начинается I Мировая Война. И особенно, когда она оканчиватся.

Главной личностью этого периода стал Владимир (Зеев) Жаботинский(1880-1940) Это был продукт той же эпохи, что породила Гитлера, Муссолини и сталинских наркомов. Жаботинский был радикален, циничен и по-военному прямолинеен. Жаботинский отличался от Герцля так же, как практический сионизм от теоретического. Он начал с того, что предложил Англии сформировать Еврейский Легион.

Евреи, как известно, не любят воевать. Ортодоксам это вообще запрещено религией. Европейские евреи старались придерживатсья в войне нейтралитета, чтобы не порождать проблем. Но Жаботинский, кажется, первый понял, что сионизм - это война, что сионист немыслим без маузера в руках. ("Среди нужд национального возрождения первая и важнейшая нужда - научиться стрелять.") Жаботинский потратил немало времени, чтобы внедрить в сознание европейских евреев эту мысль. И он стал для евреев тем же, чем Бисмарк для немцев: он заразил их страстью войны.

По мысли Жаботинского, Легион должен был начать отвоевание Палестины, но вместо этого англичане направили его в Дарданеллы(1915). Позже легион участвовал в американской интервенции в Архангельск. Через Легион началась милитаризация сионистского движения. Из него вышли многие будущие вожди сионизма, в частности сам Бен-Гурион.

Жаботинский был стороником "Израиля до Евфрата" и вместе с Х.Вейцманом боролся за право евреев селиться восточнее Иордана. Но добиться этого он не смог. В 1937 году он воглавил террористическую или, в терминологии сионизма, "боевую подпольную организацию" - Эцль, она же Иргун.

Радикализм и антисоциализм Жаботинского, его откровоенные симпатии Гитлеру и Муссолини вызывали резкое неприятие у сионистов-социалистов. Бен-Гурион называл его "Владимир Гитлер" а в 1948 году лично приказал потопить пароход с оружием для ингудовцев. За 1948 год на "Иргуне" повисло множество преступлений, начиная с резни в Дейр-Яссине. Подозревались они и в убийстве сиониста-социалиста Арлазорова. Эта откровенно экстремистская организация могла показаться временым явлением смутного времени, но она пережила многие умеренные партии. После смерти Жаботинского(1940) организацию Иргун возглавил Бегин. Позже она превратилась в Херут, а еще позже - в современный Ликуд, "партию власти" в современном Израиле.

Как и Герцль, Жаботинский был сторонник создания "нового еврея". В статье об организации Бейтар (группировка фашистского толка) он писал:

Роль Бейтара проста и нелегка: создать новый тип еврея, в котором нуждается нация для создания еврейского государства в возможно более короткий срок и в наиболее совершенной форме. Иначе говоря: создать «нормального» и «здорового» гражданина. И в этом таится вся сложность, ибо еврейская нация в данное время «ненормальная» и «нездоровая», и вся система отношений в диаспоре противоречит воспитанию нормального и здорового гражданина.(history.pedclub.ru/zion/zion007_16.htm)

Цель завоевания Палестины Жаботинский объяснял прямолинейно, в духе "жизненного пространства на Востоке" и культуртрегерства:

Идем мы в Палестину, во-первых, для своего национального удобства, а во-вторых, как сказал Нордау, чтобы «раздвинуть пределы Европы до Евфрата»; иными словами, чтобы начисто вымести из Палестины, поскольку речь идет о тамошнем еврействе нынешнем и будущем, все следы «восточной души». Что касается до тамошних арабов, то это их дело; но если мы можем им оказать услугу, то лишь одну: помочь и им избавиться от «Востока». (history.pedclub.ru/zion/zion007_45.htm)

И если Герцль надеялся на лояльность туземцев, на их позитивное восприятие "высшей культуры", то Жаботинский был откровенен: оккупантов не любит никто. Моральных оснований для заселения Палестины нет. Но отказать гонимому народу в праве на государство тоже аморально, стало быть, колебания неуместны. Жаботинский полагает, что справедливо будет "взять все да и поделить", как выражался Шариков.

Отсудить участок у народа-латифундиста для того, чтобы дать очаг народу скитальцу, есть акт справедливости. Если народ-латифундист этого не хочет - что вполне естественно, - то его надо заставить. Правда, проводимая в жизнь силой, не перестает быть святой правдой. ( "Этика Железной Стены" 1923)

Я уже говорил, что сионизм во многом похож на антисемитизм. В случае с Жаботинским это именно так - время от времени его принимали за крайнего антисемита. Например, в 1898 году на выступлении в Берне. В 1936 году он призвал польских евреев покинуть Польшу, чем тоже вызвал обвинения в антисемитизме - даже в среде сионистов.

Сионистские партии ... осуждали "врага евреев", который хочет "изгнать евреев из Польши", "расшатать" их положение равноправных граждан и "реабилитировать" антисемитское правительство. Одним из главных обвинителей Жаботинского был польский писатель Шалом Аш. ... "В Жаботинском я узнаю нееврея... Надо иметь каменное сердце без малейшего человеческого сочувствия к людским страданиям, чтобы осмеиться появиться в Польшев этот тяжелый час с таким предложением... Евреи не упали на Польшу с Луны, чтобы их надо было эвакуировать из страны. Они не напали на Польшу как саранча, и Жаботинскому нет нужды ...помогать уничтожить эту саранчу." (Иосиф Недава, Владимир Жаботинский, стр.248)

Жаботинский предсказал гибель польским евреям - сейчас это считается гениальным предвидинием. Непонятно, с чего Жаботинский сделал такой вывод в 1936 году, когда Германия была с Польшей друзьями и потенциальными союзниками, и война еще даже не планировалась.

* * *

В 1917 году на горизонте сионизма появилось темное облако. Произошла Революция в России. Российские евреи принимали в ней весьма активное участие - во всяком случае, так утверждали сами сионисты. Однако новое государство сразу признало права евреев, что негативно повлияло на переселенческое движение. Позже, в 1928 году, будет образована Еврейская АО в Биробиджане, что вызовет сильное раздражение у сионистов. (Почему-то в СССР было распространено ироническое отношение к БАО, но Биробиджанская община до сих пор смотрит на Израиль несколько свысока и любит подчеркивать, что их административное образование на 20 лет старше.) Кроме того, в Советском Союзе большое влияние получили евреи-интернационалисты, которых сионизм сразу же воспринял враждебно. Жаботинский, например, смотрел на идеологию интернационалистов спокойно, но осуждающе. Аргумент его был прост - дело Израиля важнее дела спасения человечества.

Для (сиониста) даже спасение всего мира неактуально пока у еврейского народа нет своей страны, как у всех народов; даже если ему скажут, что для достижения сионизма необходимо временно отсрочить спасение мира на целое поколение, на сто лет, он скажет: «Пусть мир подождет, ибо мы часть его, важная и святая, ждущая спасения». /.../Как человек не может дышать в воде (любит он воду или нет), так сионизм не может существовать в атмосфере коммунизма. Если сионизм занимает в сердце первое место, нет в нем места прокоммунистическим тенденциям, ибо для сионизма коммунизм, как удушающий газ, и только как к таковому можно к нему относиться. ("Сионизм и комунизм", 1932)

Период идеологических дискуссий закончился в 1918 году после оккупации Британией Палестины. Еще в 2 ноября 1917 года Британия объявила так называемую Декларацию Бальфура с целью привлечения палестинских евреев на свою сторону в борьбе с Турцией. Декларация носила размытую и нечеткую формулировку, обещая евреям некое "homeland" в Палестине. Но важнее было то, что коммисаром Британского правительства в Палестине был назначан убежденый сионист Герберт Самуил.

С 1918 по 1932 год осуществляется постепенный процесс переселения евреев из Европы в Палестину. Британия пропускала определенное количество мигрантов в год. Всемирная Сионистская Организация(ВСО) получала определенное количество миграционных сертификатов, которое распределяло между евреями исходя из своих особых сображений.

Однако, переселенческий процесс шел крайне медленно. В год приезжало около 3000 евреев. Получалось, что для переселения только одного миллиона евреев потребуется примерно 300 лет. Процесс необходимо было ускорить любой ценой. И вот тут сионистам повезло - в 1932 году к власти в Германии приходит Гитлер.

Как бы ни цинично это звучало, но Гитлер был полезен сионизму, как и вообще всякий антисемитизм. Я уже замечал, что сионистам требовалось не государство для евреев, а евреи для государства. Точно так же выгодна была Мировая Война Ленину. Причем Ленин этого не скрывал. Нет никаких оснований полагать, что стратегия сионизма в корне отличается от стратегии большевиков.

То, что сионизму был выгоден Гитлер и его политика вытеснения евреев из Европы - это очевидно. Вопрос в том, насколько они сами причастны к его появлению и его действиям. Тут мы приближаемся к одной из самых болезненных теорий 20 века - к теории сговора сионистов с германскими нацистами. Я не буду доказывать или опровергать эту теорию, только замечу, что она существует и некоторая логика в ней присутствует.

Сионизм в "эпоху Гитлера"

Гитлер сразу сделал главной темой своей политики изгнание евреев из Германии. С 1932 по 1941 год им всячески осложняли условия жизни (физическое уничтожение начнется позже). Поток иммигрантов из Германии стремительно вырос - почти в 10 раз, до 30 000 человек в год. Надо учитывать, что этот поток контролировался ВСО. Причем вопрос о спасении германских евреев не стоял. Отбирали только самых лучших и нужных для будущего государства. В 1937 году на XII сионистском конгрессе Хаим Вейцман скажет:

Шесть миллионов европейских евреев готовы к эмиграции. Я спрашиваю: Можете вы переместить шесть миллионов в Палестину? Я отвечаю: Нет /.../ Я хочу спасти от несчастья /.../ молодых людей(для Палестины). Старые останутся. Они встретят свою судьбу здесь, или же не встретят. Они - пыль, с экономической и моральной точки зрения - только пыль в этом жестоком мире. /.../ Только молодые должны выжить. Они должны принять это. (http://www.marxists.de/middleast/schoenman/ch06.htm)

Немецкие евреи подавали заявления на миграционные сертификаты, но процент отказов был очень высок - едва ли не 2/3.. Поводом для отказа могло быть плохое знание иврита, возраст и пр. К 1939 году из 500 000 немецких евреев выехало 300 000. Причем многие - в Англию и Америку, которые впускали евреев тоже выборочно.

Сионизм явно не воспринимал германский антисемитизм как свою личную проблему. В статьях В. Жаботинского обсуждается даже положение евреев в Советском Союзе, но я нигде не встречал его жалоб на проблемы евреев в Германии (хотя допускаю, что такие статьи есть). Многочисленные и хорошо вооруженные сионистские организации (которые обнаружила, например, Красная Армия в Восточной Польше) за всю войну не сделали по германским солдатам и полицейским ни одного выстрела. (Восстание в варшавском гетто, видимо, было организовано рядовыми евреями). Даже когда евреи Европы и Америки объявили бойкот немецким товарам, сионисты не поддержали эту идею. И это не странность, а закономерность - как я уже упомянал, сионизм начался с отказа от борьбы с антисемитизмом.

В свою очередь, Гитлер никогда не был антисионистом и не боролся с сионизмом непосредственно. Я нигде не встречал ни одного упоминания о показательном процессе над сионистской организацией. Ни один крупный деятель сионизма не пострадал от германского нацизма. Даже Бегина в 1941 арестовало НКВД, а не немцы.

Сионистское движение за период с 1932 по 1945 год не пострадало никак. Его деятельность даже не осложнилась. Если взять любой сионистский текст по истории сионизма, то обязательно обнаружится странное белое пятно: будет много сказано о страданиях евреев вообще, но ничего(или очень мало) о деятельности самой сионистской организации. Как будто ничего интересного не происходило. Даже в биографиях видных сионистов 40-е годы выглядят бледно - самый бессобытийный период в их жизни.

О том, что сионисты искали контактов с нацистами, в общем-то известно. Не очень освещен в литературе только результат этих поисков. Главным противником сионизма в то время была не Германия, а Британия, контролировавшая Палестину. Британия совершила то, что в глазах сионистов того времени было страшнее любого Холокоста - в 1939 году она ограничила доступ евреям в Палестину. Было разрешено пропустить 75 000 человек за 5 лет. Это 15 000 человек в год - в пять раз больше, чем приезжало "до Гитлера", но вдвое меньше, чем приезжало "при Гитлере".

Британия сама выкопала яму, в которую упала. В 30-х годах поселенцам-сионистам разрешили организовать свои боевые формирования. После оккупации немцами Франции Британия сама занялась подготовкой еврейских террористов для заброски во французскую Сирию. Их учили взрывать мосты, корабли, пользоваться снайперскими винтовками, рукопашному бою и методам конспирации. Об этом подробно рассказывает Иерухам Кохен ("Всегда в строю". Иерусалим 1987), сам один из "диверсантов", в будущем - израильский дипломат. Вся эта система обернулась против Британии, когда ее отношения с сионизмом испортились.

Сионизм объявил Британии войну. Инструментом этой войны стал терроризм - взрывы учреждений и гостиниц, убийства солдат и чиновников и тп. Сионисты говорили о терроризме в тех же возвышенных тонах, что и Бен-Ладен в настоящее время.

В 1943 году Ицхак Шамир (в будущем дважды премьер-министр Израиля) писал:

Ни еврейская мораль, ни еврейская традиция не может быть использована для отрицания террора как средства войны, /.../ Мы очень далеки от всяких моральных колебаний когда дело связано с нашей национальной борьбой. /.../ Прежде всего террор есть часть нашей политической борьбы, удобный для нас в настоящее время, и основная его задача одна: он говорит о нашей борьбе с оккупантами четким и ясным языком, который слышит весь мир, включая наших несчастных собратьев за пределами этой страны. (http://www.chomsky.info/articles/199112--02.htm )

Можно сказать, что Ицхак Шамир "освобождал народ от химеры, называемой совестью". Именно Шамир был руководителем Иакова Элиава, который изобрел знаменитые впоследствии письма-бомбы. Он пытался рассылать их из Парижа членам британского правительства и военным, но был схвачен бельгийской полицией.

Менахем Бегин, другой будущий премьер-министр (1977-1983), а в ту пору глава террористической организации Иргун Цваи Леуми (ЭЦЛь), в 1944 году открыто объявил восстание против Британии - в форме терроризма, ибо иных средств у него тогда не было.

... Прошло не так уж много дней, и уже 1 февраля 1944 года Эцель опубликовал свое первое заявление, в котором от начала и до конца узнавались стиль и дух Бен-Давида, - такова была первая подпольная кличка Бегина. Это было объявлением восстания против британских властей. (wwwbeitar.org.ua/static/begin/index.html?PHPSESSID=e3a37b517fbaac9b021d866eb16f2234)

В 1946 и 1947 гг., после женевского конгресса сионистов, террор резко усилился и сотни британских солдат были перебиты в засадах или во сне, взорваны бомбами и т.д. "Древнее зло" этого террора было намеренно продемонстрировано, когда двух английских сержантов медленно замучили до смерти и оставили повешенными в роще. (wwwanarchy.org.ru/jews/antizionism/Folder.2004-03-18.2527568642/Document.2004-03-18.3942447126/)

И, как часто бывает в таких случаях, жертвами терроризма становились не только арабы и британцы, но и сами евреи. Убивали тех, кто сотрудничал с британцами, информаторов, а иногда просто случайных свидетелей:

Официальнай история группы "Иргун", восторженно описывая акты террора против арабских граждан, упоминает так же убийства евреев, которые были опасны как свидетели, в случае попадания в полицию. ... Специальные отряды Хаганы осуществляли "карательные действия" против еврейских осведомителей. Тюрьма Хаганы в Хайфе имела специальную камеру пыток для допроса евреев, заподозренных в сотрудничестве с британцами. (wwwchomsky.info/articles/199112--02.htm)

Справедливости ради надо заметить, что некоторые лидеры сионизма неодобрительно смотрели на терроризм в отношении Британии, в частности Бен-Гурион и Хаим Вейцман. Но это оставалось их личным мнением.

В 1941 году Гитлер изменил свое отношение к евреям - от политики вытеснения перешел к политике уничтожения. Это явление получило название Катастрофа или Шоа(Shoah). Существует еще один термин - Холокост. Мало кто задумывался о прямом значении этого слова. В точном переводе это греческое слово значит что-то вроде жертвоприношения. Это не только версия исторических событий, но и религиозно-философская концепция: миф об абсолютном страдании, которое очистило еврейский народ и дало ему безграничное моральное право на то или иное действие.

Масштабы и последовательность событий не вполне ясны до сих пор. Существует сионистская версия, сомневаться в которой сейчас в Европе запрещено (кое-где на уровне закона). "Отрицание Холокоста" или "ревизионизм" считается страшным преступлением и многие уже пострадали за такое свое мнение. Пример ревизионизма можно посмотреть в тексте "Миф о Холокосте". Я сейчас не стану заниматься обсужданием масштабов данного явления, ибо это не имеет прямого отношения к нашей теме. В любом случае это была Катастрофа - для евреев, но не для сионизма.

Сионистские организации ни слова не сказали против уничтожения евреев в 40-е годы. Тогда уже было известно об Освенциме, европейские евреи выступали с проектами десанта в Освенцим, переброски туда оружия, бомбардировки газовых камер; и английские летчики часто пролетали над этим местом и признавали, что легко можно было уничтожить камеры и комуникации - об этом часто говорится в сионистской литературе. Европейские евреи (например, раввин Вайсмандель) призывали Союзников и сионистские организации сделать хоть что-нибудь, сказать хоть слово. Сионисты не сказали ни слова.

Отождествля себя с евреями, сионизм старается изобразить себя жертвой Катастрофы, но это не более, чем политический ход. Для сионизма Холокост был не Катастрофой, а спасением.

Сионизм действительно мог погибнуть - если бы мировое сообщество было последовательным и осудило еврейский национализм так же, как и немецкий. Но Холокст изменил все: сионизм получил моральное оправдание, сформировал европейский комплекс вины, получил огромные финансовые компенсации и получил невиданный ранее поток репатриантов. После войны евреи переселялись в Палестину по 100-150 тысяч человек в год.

И еще одна выгода: Холокост уничтожил в основном врагов сионизма. Гибли ортодоксальные евреи, евреи-интернационалисты, советские евреи, ассимилированные евреи и даже "духовные сионисты". Странно, что сионисты не догадались сдать Гитлеру кого-нибудь из своих (хоть бы Бегина), чтобы иметь шанс сказать: мы тоже пострадали.

Впрочем, к концу войны под уничтожение попали и некоторые сионисты. В 1945 году немцы уже не делали различий между евреями и сионистами. Но Гитлер целился не в них - они больше напоминают случайную жертву.

Так сформировалась идеология, на основании которой предстояло создать целое государство. Практический сионизм был радикальнее теоретического. Но государственный сионизм превзойдет в этом смысле и практический.

--------------------------------------------------------------------------------